О журнале | МАРСИАНСКОЕ ВРЕМЯ | Содержание |
Mars Express "оживает"
Научный отчет ESA Опубликовано в Spaceflight Now 28 августа 2000 г.
От редактора. В нашей предыдущей статье рассказывалось о "марсианских планах" NASA на 2003 год. Эту же возможность для полета к Марсу намерено использовать и Европейское космическое агентство. Мы тоже немного поучаствуем: наш РН. - V.B.
Испытательный стенд аппарата Mars Express на фирме Astrium SAS в Тулузе, Франция. Фото: ESA
Европейская миссия к Марсу принимает осязаемую форму на сборочном предприятии фирмы Astrium SAS в Тулузе, Франция. "Мы вплотную приступили к настоящей работе. Это уже не бумажная работа - это реальный космический аппарат," говорит Vincent Poisignon, руководитель проекта Mars Express в Astrium SAS.
Astrium SAS построила, точно в срок, испытательный стенд для проверки того, что все компоненты КА Mars Express работают в унисон. "Мы выдержали рабочий график в течение одного года. Это действительно веха, показывающая, что новые методы работы с промышленностью, впервые применяемые в проекте Mars Express, работают хорошо," говорит Rudi Schmidt, руководитель проекта Mars Express в ESTEC.
Don McCoy, ответственный за сборку, наладку и испытания Mars Express в ESTEC, объясняет, что представляет собой новое тестовое оборудование. "Испытательный стенд является как бы "разверткой" аппарата. Он состоит из четырех столов, эквивалентных четырем сторонам КА (см. фото). Промежуток в середине между ними - это то место, где была бы база КА. Присоединенные к столам "коробки" являются научными приборами и оборудованием КА. Занимаемые ими места соответствуют их расположению на сторонах реального космического аппарата."
Испытательный стенд обеспечивает около 8000 соединений между более чем 30 блоками посредством проводов общей длиной около 13 км. "Создание в срок такого сложного стенда - это заслуга команды из Astrium. Все очень воодушевлены их достижением," говорит McCoy.
Испытательный стенд будет непрерывно использоваться в течение последующих 15 месяцев, когда опытные образцы приборов и другого оборудования, подключенные на своих местах, будут тестироваться в такой же электрической сети, как потом на космическом аппарате. "Мы будем проводить последовательную интеграцию," говорит McCoy. "Сначала мы тестируем "мозг" аппарата, то есть CMDU (Control and Data Management Unit) - блок управления, или бортовой компьютер (серебряный "ящик" в середине снимка). Затем мы протестируем блок удаленного терминала и другие блоки КА до подключения научных приборов." В целом эта система проверит согласованную работу около 30 процессоров, эквивалентных 30 соединенным портативным ПК.
Будут испытываться модели, начиная с макетов, т.е. базовых электрических моделей, до более сложных, вплоть до полетных образцов. "Astrium SAS предпринимает новый подход к испытаниям, в ходе которого будет проверена правильность функционирования полностью собранного космического аппарата до окончательной установки блоков в полетное положение," говорит McCoy.
Пока продолжается работа на испытательном стенде, параллельно идет изготовление полетной конструкции и топливных систем, с проведением динамических механических тестов. По окончании и того, и другого блоки будут установлены в полетный экземпляр КА, и уже вся система будет подвергнута финальным испытаниям перед отправкой на Байконур для установки на ракетоноситель "Союз" с разгонным блоком "Фрегат". Запуск намечен на 1 июня 2003 года.
Перевод: V.B.
Авторам | Форум | Почта |
"Марсианское время", общественный сетевой журнал, 30 августа 2000